Многие реляционные мыслители, например Дэвис и Фроули (Davies, J. Frawley, M. Treating the adult survivor of childhood sexual abuse. ed., New York, NY: Basic Books, 1994), Бромберг (Bromberg, P. Standing in the spaces: Essays on clinical process, trauma and dissociation. ed., Hillsdale, NJ: The Analytic Press, 1998), Гранд (Grand, S. The reproduction of evil. ed., Hillsdale, NJ: Academic Press, 2000), и Хоувелл (Howell, E. The dissociative mind. ed., New York, NY: Routledge, 2005), придерживаются мнения о необходимости применения силы знания реальных событий, чтобы распечатать вызванные травмой диссоциированные состояния Я. Важное предположение Фройда о том, что историческая реальность и психическая реальность расположили Дору к двум изолированным и несовместимым состояниям Я жертвы и актора, было конструкцией и одобрением классического психоанализа, которое оставляло мало места для третьего состояния Я, когда тебе верят и находятся рядом с тобой – состояние, связанное во многом с облегчением новых интеграций психической и исторической реальности, как и с освобождением других скрытых или диссоциированных состояний. Классический психоанализ косо смотрит на это третье состояние, потому что, видимо, это состояние даст пациенту карт-бланш для мер воздействия против абьюзера, как если бы признание правды человека не имело достаточной эффективности без мести. Интересно, что одинаковый корень слов vindicate и vindictive [vindicare], который поддерживал бы смешивание Фройдом одного с другим в случае Доры, также предполагает, наоборот, что vindication нейтрализовало свои деструктивные корни, вынося вперед человеческую склонность к нахождению самой правдивости, как при столкновении со здоровым скептицизмом, так и с враждебностью искажающих действительность преступников. Действительно, в третьем состоянии, иначе, чем у Винникоттовской «третьей области» креативной игры, находящейся между внутренней фантазией и действительностью, которая отдает предпочтение неоспоримому всемогуществу и безусловному принятию, право на сомнение не отрицается, но может быть предоставлено независимому и проницательному свидетелю (Winnicott, D. The location of cultural experience. International Journal of Psychoanalysis:48, 1967, pp. 368–372).
Функция засвидетельствования не слишком прижилась в классическом психоанализе, потому что предпочтение психической реальности не зависит от чувства, что тебе верят. Интрапсихическая жизнь зиждется на собственной уверенности, нечасто ища согласия, убеждения или наблюдателя для валидации. Важность засвидетельствования пропускается еще больше, когда пациенту в анализе велено игнорировать то, что находится за психической реальностью. Удержание пациента только за одну реальность превращает аналитика в своеобразного функционера, скорее в хранителя рамок, чем хранителя пациента, который опирается на внешние и внутренние состояния восприятия для свежего и индивидуализированного опыта в глубокой аналитической работе. С реляционной точки зрения, чувство наличия свидетеля у пациента затрагивает и внешнюю, и внутреннюю рамку. В рамке внешней или исторической реальности свидетели подтверждают доказательство наших чувств, опровергают патогенные убеждения и сохраняют нас верными фактам, а не устрашенными тем, что мы знаем. В интрапсихической реальности засвидетельствование является характеристикой внутренних объектов психической жизни: хорошие внутренние объекты достоверно признают, кто мы есть, нравится ли нам то, что они видят, или нет, тогда как наши плохие объекты заставляют нас чувствовать себя заранее осужденными, вместо того, чтобы чувствовать себя добросовестно наблюдаемыми.
Мы можем уйти от случая Доры, понимая, насколько чувство человечности – его личная история, личность и осознание себя живым, могут удерживаться на волоске даже благодаря одному свидетельству, но как мало существует свидетелей, будь то в их реальном существовании, в их нежелании проявить себя или в их исключении из психической реальности. Это отсутствие включает в себя привыкание к страданию, которое укрывает жертву в самореализующемся подозрении и отрицании реального свидетеля. В любом случае, без свидетеля, самооткрытие уступает место самоизобретению – жизни, прожитой на зыбучих песках времен, на стремительных идентификациях и даже на сфабрикованных личностях, а не на правде, которую свидетель помогает узнать и утвердить (Peskin, H. Auerhahn, N. Laub, D. The second Holocaust: Therapeutic rescue when life threatens. Journal of Personal & Interpersonal Loss:2, 1997, pp. 1–25). Без подтверждающей рамки, которую предоставляет свидетель, самозасвидетельствование после насилия складывается в замедленную, фрагментарную, утешающую, или разъедающую память (Alpert, J. No escape when the past is endless. Psychoanalytic Psychology:18, 2001, pp. 729–736. Boulanger, G. Wounded by reality: Understanding and treating adult onset trauma. ed., New York, NY: Routledge, 2007. Caruth, C. Unclaimed experience: Trauma, narrative, and history. ed., Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1996. Davies, J. Frawley, M. Treating the adult survivor of childhood sexual abuse. ed., New York, NY: Basic Books, 1994. Friedlander, S. When memory comes. ed., New York, NY: Farrar, Straus & Giroux, 1979. Gerson, S. (2009) When the third is dead: Memory, mourning and witnessing in the aftermath of the Holocaust. International Journal of Psychoanalysis:90, 2009, pp. 1341-1357. Herman, J. Trauma and recovery. ed., New York, NY: Basic Books, 1997. Howell, E. The dissociative mind. ed., New York, NY: Routledge, 2005. Laub, D. Bearing witness, or the vicissitudes of listening Testimony: Crisis of witnessing in literature, psychoanalysis, and history. ed. Felman, S. Laub, D. New York, NY: Routledge, 1992, pp. 57-74. Levi, P. The drowned and the saved. ed., New York, NY: Summit Books, 1986. Ullman, C. Bearing witness: Across the barriers in society and in the clinic. Psychoanalytic Dialogues:16, 2006, pp. 181–198). Пережить невысказанную или неуслышанную травму – еще не есть достижение настоящей свободы, потому что уверенность в само-засвидетельствовании слишком хрупка, чтобы преодолеть оставшуюся силу абьюзера организовывать полный страха образ жизни выжившего. Отрицатели геноцида и преступлений против человечности рассчитывают на эту хрупкость, чтобы пробудить интроецированный персекуторный, гноящийся объект абьюза, во-первых, чтобы оспорить присущие выжившему хорошие качества и чувство вины пережившего, и затем очернить чувство выжившего его или ее соучастия в реальных поступках и принудительном повиновении (Grand, S. The reproduction of evil. ed., Hillsdale, NJ: Academic Press, 2000).